Открытые всероссийские
соревнования среди юных биатлонистов

Тренировки и возраст. Часть 2.

Спортивные показатели на этапах подготовки юных спортсменов зависят не от фактического возраста, а от биологического.
Ребенок или подросток может физически развиваться ускоренно, нормально, замедленно или сложно (так дано от природы). Ни один из этих типов биологического развития не может служить показанием или противопоказанием для зачисления в группы/ секции по биатлону. Но это должно учитываться, когда юному атлету даются определенные нагрузки, или когда от него ожидаются определенные спортивные результаты.
Биологический возраст и, соответственно, тип биологического развития оценивается по целому ряду внешних признаков взросления, различных для мальчиков и девочек. Именно особенности биологического развития больше всего влияют на характер происходящих в организме функционально-структурных изменений, их величину и направленность, на динамику показателей физического развития, на факторы, определяющие спортивный результат в биатлоне.
Известно, что дети одного «паспортного» возраста могут различаться по уровню биологической зрелости на 1-4 года! Подготовка спортсмена – это многолетний процесс. Преимущество биологически более зрелых подростков является, как правило, временным. На их фоне нельзя требовать высоких показателей от других спортсменов, у которых для таких показателей еще не пришло время!
Предлагать спортсменам одинаковые тренировочные нагрузки, глядя лишь только на их «паспортный» возраст, и требовать их обязательного выполнения нельзя. Это чревато большими тренерскими просчетами. Биологически более зрелые подростки провоцируют форсирование подготовки, в силу чего у них истощаются потенциальные возможности, а биатлонисты с нормальными и тем более замедленными типами биологического развития вынуждены бывают работать на пределе адаптационных возможностей.
Ребята-спортсмены, знайте об этом! Родители – расскажите об этом своим юным атлетам!
Если юные атлеты будут иметь хотя бы начальные знания о том, что человек растет и развивается индивидуально, что это нормально и естественно, то это позволит одним избежать чрезмерного головокружения от успехов и превосходства над сверстниками, а другим – легко воспринимать кажущиеся неудачи или проигрыш соперникам, понимая, что они, возможно, временны и могут быть связаны с естественным и индивидуальным биологическим созреванием. Тренировочную дисциплину и усердие никто не отменял, главное, чтобы тренировки соответствовали тому, как развито твое тело и твой организм на данный момент.
Не концентрируйте внимание только на спортивных победах!
Побеждать нужно себя! Цели в спорте должны быть собственные. Например - бегать лучше, чем ты бегал в прошлом году. Или укрепить свой организм и перестать болеть. Или справиться с волнением на старте. Самое главное – получать удовольствие от спорта. Нужно относиться к соревнованиям, как к возможности получать новый опыт и знания, развить спортивные качества личности, возможности встречи и общения со сверстниками, и как к спортивному празднику! Всему свое время и каждому свои секунды результатов. Гораздо большим достижением, чем медали, в возрасте начальной подготовки спортсмена является хорошая учеба, спортивное трудолюбие, умение дружить, правильный режим тренировок и отдыха, здоровое питание, понимание того, что приносит пользу здоровью, а что наносит ему вред, тренировочная дисциплина, уважение к старшим, и, конечно же, искренний интерес к спорту.